Импортозамещение в области битума

23.02.2018

Одним из наиболее значимых показателей экономической стабильности государства является качество и протяженность автомобильных трасс. Как известно, российские дороги издавна считаются одной из двух главных проблем в стране, поэтому на данный момент правительство уделяет ей особое внимание.

Еще в далеком 2008 году была утверждена Транспортная стратегия, согласно которой до 2030 года сеть автомобильных дорог увеличится с 900 тыс. до 1,3 млн км. Однако большинство экспертов усомнились в возможности реализации столь крупного проекта. Более того, специалисты Контрольного управления Администрации Президента провели оценку реальности заданных показателей и пришли к выводу, что на исполнение проекта с учетом текущей динамики дорожного строительства потребуется 150 лет. Поэтому В.В. Путин выдвинул требование о наращивании темпа. «Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог. В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объем дорожного строительства», — заявил президент в своем бюджетном послании. 
В связи с импортозамещением, выпуск битумных материалов в России ежегодно увеличивается, при этом порядка 75% производимого материала используется в дорожно-строительных целях.
 
На данный момент развитие дорожно-транспортной системы курируют несколько ведомств. Федеральное агентство ответственно за трассы федерального значения, Росавтодор контролирует скоростные автотрассы, а региональные власти строят дороги местного назначения. Каждая структура выдвигают свои планы по увеличению темпов дорожного строительства. Реализация проектов в свою очередь требует большой объем необходимых материалов, в частности битумов. Учитывая тот факт, что порядка 90% автотрасс покрывают усовершенствованным покрытием на основе асфальта и бетона, спрос на битум существенно возрос. Эксперты пришли к выводу, что к 2025 году потребность полимерных битумных материалах увеличится почти в три раза, что логично, поскольку данный материал используется при подгрунтовке новых слоев дорожного покрытия, при инъекционно-струйном методе ямочного ремонта, при обработке шероховатых поверхностей и пр.
 
Отечественные эмульгаторы в сравнении с иностранными аналогами имеют одну очень важную отличительную черту: хорошая адгезия к щебню из горных пород различной кислотности. При изготовлении битумных эмульсий с использованием российских эмульгаторов огромную роль играет вязкость исходного битума. Желательно использовать битум с пенетрацией порядка 110 едениц. В случае, если битум с необходимой пенетрацией отсутствует, следует добавлять разжижитель. 
Битумные эмульсии, полученные из эмульгаторов российского производства, отвечают всем требованиям нормативно-технической документации. Более того, в случаи соблюдения рекомендаций изготовителя, также есть возможность сохранять стоимость эмульсий, не увеличивая ее от сезона к сезону. За последние три года средняя цена от производителя на дорожные нефтяные битумы сократилась на 32,5% (с 9 333,7 руб/тонн. до 6 300,0 руб./тонн.). В 2016 году было зафиксировано наибольшее падение средних цен. Итоги 2017 году будут подведены в ближайшее время на ежегодной конференции, посвященной развитию битумных технологий «Битум и ПБВ». 
На сегодняшний день битум высокого качества производит Израиль, Канада и др. Однако за последние несколько лет отечественные компании также обратили внимание на преимущества собственного производства. 
 
Так, к примеру, ООО «Елизар», осуществляя работу по изготовлению и доставке гидроизоляционных материалов и регулярно проводит исследования реализуемой продукции на собственной производственной базе. Это позволяет отслеживать качество материалов и мгновенно осуществлять необходимые корректировки.